- ТОВАР
- – ключевая категория товарного производства. Существует разное понимание его сущности.
1. В марксистской теории Т. рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:
а) Т. является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;
б) Т. является то, что апробировано трудом; например, ягоды в лесу для их собирателя не являются Т., но могут стать им после того, как затрачен труд на их сбор;
в) Т. является то, что предназначено для продажи.
2. В австрийской экономической школе (ее видным представителем является К. Менгер) Т. определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. К экономическим благам Менгер относит те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.
Общим между этими определениями является то, что в них Т. рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое – не учитывает.
Несмотря на различие подходов, и той и другой школой признается, что Т. могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы, и разного вида услуги.
Т. могут носить как материальный, так и нематериальный характер.
Т. обладает двумя свойствами. Первое – способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность; второе – способность обмениваться на другие товары.
В число Т. вовлекаются разнообразные результаты человеческой деятельности, включая не только продукцию в вещественной форме, но и плоды творческой, интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также многообразные услуги и работы. Наиболее дорогостоящим Т. является наукоемкая, художественная и иная продукция, требующая больших умственных затрат.
Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.